После того, как пала Римской империи, и вплоть до XIII века медицина полностью находилась под контролем церкви. Но даже когда госпитали и больницы стали светскими учреждениями, служители культа продолжали влиять на медицину: одной из своих булл папа предписывал врачу, навещающему больного чаще, чем раз в неделю, приглашать с собой при повторном визите священнослужителя, чтобы позаботиться о душе занедужившего.
Зубоврачевание до начала XVIII века и вовсе было оторвано от практической медицины, в больницах городов зубоврачебная помощь не оказывалась. Но подобным занятием не гнушались цирюльники, банщики, знахари и даже палачи. В разных странах зубных дел мастерам давались разные прозвища: во Франции их называли «таскателями зубов», в Германии — «зуболомами», в Англии — «зубными операторами», в Италии — «каваденти», в России — «зубодерами».
Само собой разумеется, что при подобной организации зубоврачебной помощи ни о каких специальных помещениях для этого речи не шло. Больные зубы лечили, вернее сказать, удаляли практически везде, где только была возможность привлечь клиентов: на рыночных площадях, на ярмарках, в ходе представлений и праздников. Для этого на специальной платформе устанавливался зонт, под него ставились стол и стулья, здесь же развешивались яркие флаги с изображением удаленных зубов. Нередко для привлечения внимания даже нанимали музыкантов, фокусников и жонглеров.
Организация «ярмарочных зубоврачебных кабинетов», понятное дело, велась с целью максимального воздействия на публику: следы мучений на лице больного, и толпа сочувствующих и зевак, присутствующих при манипуляции, делали свое дело. Все это действо нередко становилось основой сюжета различных художественных произведений, поэтому о развитии зубоврачевания в средние века можно многое узнать из произведений искусства того периода. Образцы старинной живописи и гравюры сохранили для нас увлекательные сцены, главные герои которых — предшественники современных врачей-стоматологов.
Сразу несколько работ, посвященных зубоврачеванию, вышли из-под пера голландского художника Яна Викторса, среди которых наиболее известно полотно под названием «Дантист с посетителем». Кроме нее, у живописца есть еще три работы на заданную тему: «Брадобрей», «Зубодер» и «Рыночная сцена». Если приглядеться к ним повнимательнее, то легко заметить, что сюжеты, запечатленные на картинах, происходят на одной и той же людной площади во время театрализованного представления, в очень схожей обстановке. Действующие лица, конечно, различаются, но смысл всех полотен примерно одинаков: в средние века врачевание зубов было процедурой публичной, которая нередко превращалась в яркое шоу.
Нехватка квалифицированных специалистов в сфере зубоврачевания создавала благоприятные условия для появления разного рода шарлатанов. Художник того времени Ян Стен так и назвал одну из своих картин — «Врач-шарлатан».
Естественно, единичные попытки оказания профессиональной терапевтической зубоврачебной помощи тоже предпринимались. Например, Джованни Арколани, профессор Болонского университета, еще в XV веке сумел на практике воспользоваться методом сверления зубов, который был предложен римлянином Архигеном. Об этом он написал в своей книге «Практическая хирургия». После препарирования зуба Арколани прижигал пульпу и устанавливал на нее пломбу из золота. Но это были лишь единичные случаи, которые нельзя считать показателем выхода зубоврачевания на более высокий уровень.
Большой вклад в улучшение качества зубоврачебной помощи того времени внесли французские врачи. Их стимулом к совершенствованию мастерства были утонченные нравы, которые царили при дворе. В частности, хирург Амбруаз Паре еще в 1575 году предложил исправлять дефект твердого неба с помощью золотой пластинки, к которой прикреплен кусок губки, проникающей в полость носа. Такой протез назывался обтуратом и пользовался популярностью у представителей французской аристократии и буржуа, которые традиционно следили за внешним видом и тем самым формировали спрос на качественную зубоврачебную помощь, главным образом в сфере протезирования. Но подобных примеров в то время было еще слишком мало, обычные люди продолжали лишаться зубов на рыночных площадях или в кабинетах цирюльников.
В XVII веке у многих преуспевающих цирюльников появляются собственные зубоврачебные кабинеты, в которых проводится уже не только удаление, но и лечение зубов. Правда, оно было еще не очень сложным и заключалось всего лишь в чистке, удалении камня и подпиливании разрушенных костных остатков. Да и название «зубной кабинет» для таких помещений, пожалуй, звучит слишком громко, поскольку в них не имелось никакого специального оборудования. Они представлял собой самый обычный кабинет цирюльника того времени, в котором дополнительно устанавливалась кушетка, на которой при необходимости и проводилось лечение и удаление зубов.
Хотя еще в XV веке Платеариус из Пизы, профессор медицины, рекомендовал размещать больного во время манипуляций не лежа, а сидя в кресле, такая практика не была распространена до начала XVIII века. И лишь когда французский доктор Фошар в своей книге в очередной раз озвучил идею, что пациента во время манипуляции нужно располагать в удобном нешатающемся кресле, постепенно она завоевала умы и стала реальностью.
Пн-Пт | 10:00 - 22:00 |
Сб-Вс | 10:00 - 20:00 |